Студенты не понимают какой бешенный риск берет на себя компания, когда берет стажеров на работу. Обучать, вкладывать ресурсы, обеспечивать рабочее место и прочее, прочее. Это их совершенно не волнует, что правильно, но то, что они не берут этот аспект стажировки в расчет — совершенно не верно.
При этом, сам студент несет минимальные риски. По сути он производит тест-драйв будущей профессии. Студент на практике может получить знания и изучить потенциального работодателя изнутри. Зачастую после защиты диплома выпускников ждет сильное разочарование.
Выпускники практически не ищут работу с позиции потестировать компанию, у них уже не та мотивация. Приходится начинать искать работодателя с позиции «мне нужна зарплата размером X». А людей, которые выбирают работу с позиции «нужна работа, которая будет важна для моей карьеры» единицы. Стажировки и практики, подобранные с умом, позволяют минимизировать возможность негативных сценариев связанных с первой послевузовской работой.
Меня порадовало, что даже на портале hh.ru существует специальный пункт меню «Работа для студентов». Вообще, я всегда считал и декларировал, что надо идти на неоплачиваемую стажировку. Но благодаря этому, свободнее выбирать компанию, которой предложить свои услуги. Недавно узнал особенности стажировкой в США:
По законам США, стажировка — это процесс, направленный на обучение и тренировку молодых специалистов, нежели на бесплатное выполнение рутинных рабочих задач. Если один из этих критериев не удовлетворяется, по закону стажеру должны предлагать оплату.Какую роль играют зарплатные ожидания студентов? Какую зарплату хотят молодые специалисты? Роль этого вопроса тем больше, чем меньше может предоставить компания. Мало компаний сознательно берет стажеров. Мало компаний имеет четкую программу подготовки специалистов из студентов-стажеров.
Если к стажеру относиться как к человеку поступившему на новую работу и проходящему испытательный срок — это одна ситуация. И думаю, большинство понимает, что подавляющая часть стажеров никогда не выйдет на работу после получения диплома в компанию, где они стажировались. Но если относиться к стажировкам как к инвестиции в лояльность и создание HR-бренда, в дополнение к возможности сбросить рутинные мелкие операции на стажеров, из этого может получиться несколько другой толк.
Для успешной стажировки необходимо наличие проактивного мышления у студента с одной стороны, а с другой стороны сильный менеджмент в компании. Менеджмент, который стратегически смотрит в будущее. Руководители, готовые пойти на риск обучения сотрудников, которые в итоге может и не будут работать в компании. Стажировка — это смотрины, когда компания может посмотреть на студентов, а студены могут оценить компанию.
Надеюсь смотрины в нашей стране этим летом будут более широкомасштабные, чем в прошлом.