вторник, июня 03, 2014

Санитарные факторы

Недавно с бывшим сотрудником обсуждали вопросы, связанные с финансами, и оба сошлись на том, что заработная плата – это санитарный фактор. Её своевременное наличие и размер являются обязательными, значимыми, но недостаточны для удержания сотрудников в компании.
оригинальное фото Army Medicine http://bit.ly/1kDDa7P
Есть очевидная причина, по которой люди покидают компании, – некомпетентное руководство. Человек, не умеющий разговаривать с людьми, конструктивно решать вопросы и разруливать конфликты, управлять проектами на должности руководителя/менеджера, – достаточно частое явление в софтверных компаниях. Но надо признать, что благодаря действиям таких ребят, как Саша Орлов и Слава Панкратов, количество грамотных управленцев, да и вообще градус их адекватности повышается.

Думаю, многие к санитарным факторам, помимо наличия и размера денежного вознаграждения отнесут хороший офис, «белость» зарплаты (ведь ее размер и «белость» в наших реалиях – это, скорее, два разных фактора), социальные гарантии. Не буду спорить с этим мнением, но со своей стороны добавлю в этот список постановку сложных задач и использование новых технологий, работу в команде профессионалов и социальную значимость.

Кстати, термин «социальная значимость», наверное, не в полной мере отражает мою мысль. Думаю, слово «челлендж» было бы более точным, хотя оно и является раздражающим многих американизмом. Людям нравится делать что-то интересное, сложное и приносящее пользу одновременно, но, увы, это не всегда приносит достаточное количество денег.

Работу в команде профессионалов, а точнее, наличие в этой команде «питательного бульона», я затронул чуть раньше в своей заметке «Сложный выбор профессионала». Однако там я не отметил, что профи, собранные в одной комнате, не создают бульон. Между людьми должны возникнуть не только социальные, но и профессиональные связи. Специалисты должны дополнять друг друга, помогать и делиться знаниями.

Что касается помощи друг другу, то в здоровых коллективах с этим нет проблем, однако передача («шаринг») знаний всегда вызывает проблемы. Дело не в том, что люди не умеют этого делать – дело, скорее всего, в отсутствии нужной атмосферы, мягкого давления со стороны руководства и некоторой толики храбрости. Все это достаточно быстро «лечится», если задаться такой целью.

Постановка сложных задач – это, наверное, один из самых сложных санитарных факторов. Надо признать, что значительная часть нашей работы довольно примитивна. Достаточно один раз разобраться или получить живой пример, и буквально через два–три месяца любая работа в области разработки программного обеспечения покажется скучной. Ситуация усугубляется еще и тем, что как раз скучная работа достаточно часто приносит бóльшую часть денег (тут, конечно, есть и исключения). Словом, поддержание данного санитарного фактора в тонусе – серьезная задача для руководства компании.

Такой фактор, как использование новых технологий, что самое интересное, кажется наиболее простым, однако необдуманное завышение его значимости может оказаться губительным для компании. Поиграться с новыми языками программирования всегда интересно, но не всегда прибыльно.

Соблюдение некоторого баланса между прибыльностью и объемом необходимых санитарных факторов в сочетании с грамотным руководством делает компанию устойчивой.

Возможно, я упустил какие-либо факторы или, наоборот, переоценил значимость некоторых описанных выше. С удовольствием подискутирую на эту тему, ну и, конечно, в комментариях к этому посту, который выходит сразу после WWDC, вы можете постебать новый язык от Apple.