вторник, июня 17, 2014

Манифест работы с людьми

Мои коллеги опубликовали отличный Манифест работы с людьми вместо очередного поста опубликую его целиком, так как он мне нравится:

  1. Работайте с людьми вдолгую
  2. Давайте людям смысл
  3. Учитывайте различия
  4. Учитывайте внутренние изменения
  5. Ищите позитивное намерение
  6. Понимайте природу поступков
  7. Решайте проблему, а не ищите виноватых
  8. Будьте своевременны
  9. Не ищите проблему в характере человека, ищите в обстоятельствах
  10. Ищите внешнюю причину
  11. Думайте, но не додумывайте: ищите факты
  12. Помогайте меняться

Расшифровка каждого пункта ниже

1. Работайте с людьми вдолгую
Предпринимая какие-то действия, всегда думайте о том, какой эффект это окажет на ваши долгосрочные отношения с людьми, особенно если они узнают ваши истинные мотивы.

Что случится, если человек узнает истинные мотивы ваших действий? (А это случится рано или поздно) Он продолжит с вами работать или нет? Что он скажет своим коллегам, друзьям, однокурсникам про вас? Что с вами можно работать или что не нужно?

Люди работают совсем по-другому, когда видят, что у вас с ними есть общее будущее, и вы честно его строите. При этом основой построения общего будущего является смысл.


2. Давайте людям смысл
Люди хотят видеть смысл в том, что они делают.

В фашистских концлагерях была пытка, когда заключенных заставляли носить воду в бочку без дна. Этой пыткой ломали очень сильных духом людей.

Людям важно видеть смысл в том, что они делают. Если смысла нет, то рано или поздно работа начнет угнетать.

Проблема в том, что в институте нас не учат искать смысл в своей деятельности. Помочь человеку найти смысл в вашей совместной работе — фундамент ваших с ним отношений.

Однако, найти смысл не просто, потому что все люди — разные.


3. Учитывайте различия
Люди отличаются по психотипам. Одни придумывают высокоуровневые концепции, другие мыслят на уровне деталей. Одним нужна перспектива, другим конкретика. Одним важно не обидеть людей, другим важно принять решение побыстрее.

Люди отличаются друг от друга: и по психотипам, и по мотивационным факторам. Более того, люди меняются со временем.


4. Учитывайте внутренние изменения
Еще вчера, выйдя из института, человек хотел сделать что-то масштабное на мировом уровне. И вот проходит 10 лет, появляется семья, дети, машина, ипотека — и уже важно не столько сделать что-то масштабное, сколько иметь возможность проводить с детьми много времени.

Вам придется учитывать разницу в психотипах и мотивационных факторах и при общении, и при поисках смысла для людей.

С кем-то будет непросто, с кем-то неприятно, но всегда нужно помнить, что в действиях людей ВСЕГДА есть позитивное намерение.


5. Ищите позитивное намерение
Иногда это намерение позитивно только для самого человека, но оно всегда есть. Человек всегда хочет добиться чего-то хорошего. Когда мама кричит в магазине на плачущего ребенка: «Перестань орать!», у мамы есть позитивное намерение. Она хочет, чтобы ребенок успокоился, перестал плакать, перестал мешать окружающим.

Однако, при этом, мама выбирает такой неэффективный способ донесения обратной связи, как крик. Потому, что люди действуют наилучшим из доступных им способов


6. Понимайте природу поступков
Как умеют, так и действуют. Если ваш сотрудник включает режим саботажа, то это не означает, что он плохой. Человек с чем-то не согласен, но свое несогласие он выражает вот так. Почему так? Потому что, очевидно, считает этот способ наилучшим. Видимо, его опыт это подтверждает. Не надо его перевоспитывать (по крайней мере, прямо сейчас).


7. Решайте проблему, а не ищите виноватых
Любая ситуация с людьми на работе (даже самая непростая) — не про проблемы с людьми, а про рабочие ситуации. Вы не можете сделать сборку, выслать отчет, разработать прототип. Решайте эти ситуации. Люди гораздо охотнее решают рабочие ситуации, чем помогают вам назначить их же виноватыми.

При этом, чтобы люди не думали, что вы хотите сделать их виноватыми.


8. Будьте своевременны
Проблему нужно решать тогда, когда ее нужно решить. Если вы приходите к человеку со словами: «Почему ты вчера не сделал вот этого», он начинает защищаться и называет минимум пять причин, почему все так произошло.

То, что было вчера — само по себе, не хорошо и не плохо. Это уже случилось, это история. И это там не исправить.

Однако, вчерашняя история может создавать какую-то проблему в настоящем. И ее и надо решать. А когда она решится, мы можем заглянуть в будущее: как бы нам сделать так, чтобы таких ситуаций больше не повторялось. И здесь мы заглянем во вчера в поисках причин, но человек не будет чувствовать, что его делают виноватым — проблема в настоящем уже решена.


9. Не ищите проблему в характере человека, ищите в обстоятельствах
Готовясь к разговору, помни, что мы всегда немного оправдываем себя и склонны вешать всех собак на других.

Если мы опаздываем на встречу, то в этом всегда виноваты обстоятельства: пробки, транспорт,.. Если кто-то другой опаздывает, мы автоматически ставим на нем клеймо: не пунктуальный человек.

В действиях людей кроме намерения всегда есть обстоятельства и контекст, которого мы не видим.


10. Ищите внешнюю причину
Люди могут делать что-то не так по одной из 4 причин:
  1. Они могут понять то, что вы от них хотите по-своему.
  2. Люди могут не уметь этого делать, но при этом добросовестно заблуждаться, что умеют. Или считать, что если понадобится — разберутся.
  3. Люди не могут это сделать (нехватка времени или каких-то других ресурсов)
  4. Люди не хотят это делать (не видят смысла, вы лично им не нравитесь и т.д.)

Не начинайте с последней причины — вначале убедитесь, что первых трех тут нет.


11. Думайте, но не додумывайте: ищите факты
Готовясь к разговору с человеком, не выносите оценочных суждений — скорее всего, вы не знаете обстоятельств и контекста, почему человек так себя повел.

Ищите факты, готовьте аргументы, которые показали бы, что ситуация создает проблему — вам или другому человеку. Не додумывайте слишком много перед разговором. Один непростой разговор лучше пяти плохих мыслей.

Факт — это то, по поводу чего заданный вопрос «В чем это выражается?» звучит глупо. «У нас 5 сотрудников в команде» — факт. «У нас падает мотивация» — не факт.

И главное, при работе с людьми, помните, что:

Люди меняют свою модель поведения, когда понимают, что она контр-конструктивна их целям.


12. Помогайте меняться
Для того, чтобы изменить поведение другого человека, нужно показать, что выбранный путь, выбранная модель поведения не приближает человека к его целям. А чтобы это показать, вам нужно понимать, что человек вообще хочет, за каким смыслом он ходит на работу. Понять самому и показать, что текущее поведение его к этому не приводит.

Вместо заключения: Не надейтесь на лучшее — работайте с людьми!

Вы можете надеяться, что люди, с которыми вы работаете, как-то сами все это поймут. А если что — придут и поговорят. Но надежда — не самый устойчивый управленческий план. Работайте с людьми!
П.С. Мне некоторые пункты кажутся несколько противоречивыми, но конструкция целиком вполне себе прекрасна.