понедельник, июня 16, 2014

О поиске бедном замолвите слово

Можно с удовольствием наблюдать, как в русском сегменте интернета появляются новые сайты. Как человека, имеющего нестандартное увлечение, меня больше всего радует появление тематических площадок – например, магазинов с нишевыми товарами. А как нерепрезентативного потребителя и поклонника Яндекса, в новых сайтах с небольшим бюджетом меня больше всего раздражает их ущербный поиск.
автор оригинального фото Rhys A. http://bit.ly/1y66JJH
Однажды в группе технически подкованных коллег я задал простой вопрос, который меня мучает постоянно – «Нужен ли небольшому сайту компании поиск?». Однозначного ответа я не получил, хотя в кулуарах поучаствовал в ряде весьма кроваво-жарких дискуссий.


Не буду тянуть кота за все подробности и сразу скажу, что большинство юзабилити-специалистов уверены, что функция поиска необходима на сайте в том случае, если он не состоит из одной страницы.

К одностраничным сайтам в основном относятся продающие страницы. Частенько они являются отличным вариантом, если корпоративного сайта у компании еще нет. Продающая страница построена таким образом, чтобы человек, попавший на нее, совершил одно конкретное действие: подписался на рассылку, оформил заказ и т.д. Выполнение посетителями одного целевого действия, наполнение специализированным текстом, отличное оформление и, как правило, более высокая, в сравнении с обычным сайтом, конверсия – вот что характерно для такого рода страниц. Поисковая строка таким сайтам не нужна.

В противовес этому эксперты практически единодушно считают, что функция поиска необходима в блогах. Механика блога предполагает постоянное увеличение контентной составляющей: статей, фото- и видеоматериалов. Для удобства пользователей требуется фильтрация контента, которая может осуществляться путем ограничения по теме, по дате, использования тегов и поиска.

В категорию сайтов, на которых функция поиска должна использоваться обязательно, единогласно относят большие корпоративные сайты (в них без поиска вообще ничего не найти) и интернет-магазины. Для интернет-магазина поисковая строка и страница с результатами поиска выполняют роль заботливого продавца-консультанта. Чем качественнее в интернет-магазине реализована функция поиска, тем выше вероятность продать ищущему посетителю товары и услуги.

Наибольшие разногласия вызывают небольшие сайты компаний, подавляющее большинство которых содержат форму поиска.

Противники использования функции поиска на таких сайтах чаще всего приводят один из двух аргументов:
  1. При проектировании сайта не удалось сделать простую и логичную структуру сайта. Строка поиска не нужна – сайту требуется перепроектирование (данное утверждение, однако, не всегда является верным).
  2. Сложившиеся стереотипы. Современные CMS позволяют очень быстро и дешево установить поиск на сайт, а эксперты, работающие над большими проектами, на своем примере весьма аргументированно доказывают необходимость его подключения. Благодаря этому сайты-визитки обвешаны некачественным поиском.

Мой коллега Алексей Сорокин считает, что наличие поиска не отменяет необходимости делать хороший, понятный сайт с четкой структурой и грамотным наполнением. В то же время, когда проводятся юзабилити-аудиты сайтов, от него можно услышать следующее:
«Каким бы хорошим ни был сайт, всегда найдутся люди, которым удобнее воспользоваться поиском. Обычно количество таких людей велико. Для них и стоит делать поиск».
Благодаря использованию современной CMS вы легко можете установить поиск на ваш сайт. Такой поиск будет работать «из коробки» и обойдется вам весьма недорого, но его качество – это тема отдельной дискуссии.