понедельник, мая 26, 2014

Три тигра софтверной компаний

Достаточно просто потратить немного времени, может чуть больше чем полгода, чтобы увидеть как умирают софтверные компании. Это происходит постоянно. В каждый момент времени все умирают. Да, именно все.

Возьмите любую компанию и разберите ее на винтики, вы обязательно найдете в ней признаки распада. В качестве самого простого примера возьмите свою компанию. Это просто, вы ее знаете изнутри и можете легко диагностировать неприятные тенденции.

Разделим факторы на внутренние, которые рассмотрим в первую очередь, и на внешние, о которых нельзя забывать. Люди — это главный источник благ и проблем в нашей софтверной области и это, определённо, внутренний фактор. Есть и другие серьезные факторы, которыми пренебрегать нельзя, но сейчас я не буду на них останавливаться. В нашей индустрии работают, пожалуй, одни из самых умных людей в мире.

Что касается людей, то выживание софтверной компании прежде всего зависит от удержания лучших кадров. Во вторую очередь, от поставленного процесса подготовки стажеров внутри компании, через это приведение их в когорту лучших специалистов. Люди создают ценности — программисты, менеджеры, администраторы, аналитики и другие. Постоянная трансформация сотрудников, переход посредственных бойцов в ряды спецназовцев и их дальнейшее успешное удержание, создает возможности для бизнеса. Хотя, бизнес совершенно не обязательно ими воспользуется.

Набор подходящих для компании людей — это определенно искусство и тот самый внутренний фактор, который определяет устойчивость коллектива компании. И хоть я постоянно упражняюсь в найме, за прошедший год я наблюдал за настоящим мастером. Мне удалось увидеть человека, который благодаря небольшому интервью с кандидатом, давал наиточнейшую характеристику на пригодность к тому или иному типу работ.

Представьте часовщика, который практически безошибочно выбирает мелкое колесико в большой коробке с запчастями и вставляет его в уже работающий механизм. Со временем этот часовщик передвигает шестеренки по механизму, смазывает его, своевременно обращает внимание на ржавчину и прочие неисправности. Если начать мешать этому человеку или демотивировать его, то определенно для компании ничем хорошим это не кончится.

Подобно часовщику, в процессах удержания и обучения есть свои мастера. Если вы приглядитесь, то эти люди (или группы людей если мы говорим о больших компаниях) находятся в некотором постоянном противоборстве. Они совместными усилиями следят за механизмом, которым является ваша компании. В небольших все три роли обычно исполняет один человек, а в среднего размера компании определить этих троих очень просто.

Это трио исполняет некий брачный танец влюбленных. Они балансируют. Постоянно развивают механизм вашей компании, добавляя удаляя или меняя шестеренки. Если один из этой святой троицы ослабнет или того хуже покинет вас, то компанию ждут неприятные колебания и возможный распад.

Этот распад может быть быстрым или медленным. Если денег, благодаря внешним факторам, много, то это будет похоже на агонию смертельно больного, за жизнь которого борются лучшие врачи. Если денег мало, то наш бродяга подохнет под забором достаточно быстро.
Люди — это самое ценное, что есть в софтверных компаниях. Найм, обучение и удержание сотрудников — это три тигра, которые кормят и оберегают нашего младенца и в тоже время любой из них может стать причиной его смерти.

Найдите своих тигров, оберегайте их друг от друга, ибо как только один из них оступиться ваша компания может погибнуть.