понедельник, марта 04, 2013

Образование против таланта

Недавно закончил перечитывать книгу Кена Робинсона «Образование против таланта». В процессе чтения долго сверялся со своими впечатления от недавно законченного периода в своей жизни. Несколько лет я занимался обучением людей. Прочитал книгу Кена и не буду вас утомлять своими восхищениями, думаю простые выдержки из книги позволят вам принять собственное решение: читать или не читать +)


Сейчас меня волнует вопрос комплексного изучение Английского языка и это меня зацепило:
Дело не в том, что по удачному стечению обстоятельств лингвистически одаренные дети рождаются в многоязычных семьях. Все «обычные» дети могут овладеть не одним языком, а многими. Если ребенок рождается в доме, где разговаривают только на одном языке, он научится на нем говорить, но с возрастом языковое чутье постепенно притупляется, поэтому обучиться второму языку в юности ему уже значительно труднее.

Очень рассчитываю заняться пополнением своего семейства и воспитание под нагрузками для меня открытый вопрос:
По мере роста детей происходит «перенастройка» их мозга; интенсивность изменений, происходящих с мозгом, прямо зависит от той нагрузки, с которой он используется или, напротив, не используется.

В декабре я сделал печальный вывод о деградации собственного мозга, с математической точки зрения, и тут наткнулся на замечательную цитатку:
Некоторые идеи можно выразить только математически. Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии по физике, сказал: «Если вас интересует истинная природа физического мира, сегодня для нас единственный способ понять его — использовать логическое мышление. Не думаю, что без понимания математики человек сможет оценить всю красоту этого мира, глубину и характер его универсальных законов, взаимоотношения частей.

Вообще работая в вузе невозможно не ругаться с деканатом на тему успеваемости студентов и пригодности как специалистов для жизни:
Человек — это нечто большее, нежели просто индивид, обладающий академической или неакадемической успеваемостью. Каждый из нас обладает особым типом интеллектуальных способностей с разными сильными сторонами — визуальным, вербальным, кинетическим или абстрактным интеллектом.

Надо признать, что я был не самым лучшим учителем и следующие цитаты меня погружали в депрессию:
Одна из основных функций учителя — выявлять индивидуальность каждого ребенка. В этом смысле образование представляет собой процесс самореализации.

Сократу приписывают известное выражение: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

При этом я разделяю идею о том, что образование должно быть персональным, и сам постоянно учусь новым вещам.
Учеба — это всегда личный выбор каждого.

Во-первых, у нас просто нет другого выбора. Образование должно быть персональным — или это не образование. Персонализированное обучение — это инвестиция, поэтому оно не затратно, а выгодно.

Еще занимаясь околонаучной деятельности меня мучал вопрос, который ярко и емко сформулировал Кен Робинсон:
Под научной работой большинство университетов понимают публикации в академических журналах или научные монографии. Мысль, что романы и пьесы могут считаться научной работой, очевидно, не прозвучала во время обсуждения. Но от этого многое зависит. Вопрос был не в том, хороши ли его произведения, а в том, могут ли романы и сценарии считаться научной работой. Здравый смысл подсказал комиссии, что не могут. Но тогда что же такое научная работа?
В университетах она определяется как систематические изыскания для получения новых знаний. Поэтому я спросил членов комиссии, считают ли они, что романы и пьесы как оригинальные произведения искусства могут быть источником новых знаний? Если да, то подходят ли в категорию музыка, изобразительное искусство и поэзия? Мы действительно утверждаем, что знания можно найти лишь в научных журналах и академических изданиях? Этот вопрос жизненно важен по ряду причин. Особенно значим он с точки зрения статуса искусств и наук в университетах и в образовании в целом.

Сейчас я плотно занят в стартапе и парадоксально но в книге «Образование против таланта» я нашел для себя много полезных мыслей, например:
Творчество — это процесс обладания оригинальными идеями, имеющими ценность.

Я определяю творчество как процесс обладания оригинальными идеями, имеющими ценность. В моей дефиниции есть три ключевых слова: процесс, оригинальный и ценность. Творчество — гораздо чаще процесс, чем событие. Назвать что-то процессом значит определить отношение между его различными элементами: каждый аспект и фаза происходящего связаны с другими фазой и аспектом. Творчество как процесс включает в себя несколько этапов, переплетающихся друг с другом. Первый этап — генерирующий. Второй — оценочный.

Английский писатель Э. М. Форстер сказал, что в творческом состоянии мы выходим за пределы обычных способов мышления: мы черпаем ведром из нашего подсознания и можем выудить нечто недоступное сознательному уму.

Кто не готов ошибаться, тот вряд ли придумает что-то оригинальное.

Наши физические параметры определяют, что мы способны воспринимать. Однако некоторые факторы влияют на то, что мы в самом деле воспринимаем, — это культурные условия, которые играют огромную роль в развитии творческого начала.

Многие люди не считают себя творческими личностями, им не хватает уверенности, чтобы сделать даже первый шаг. Первая задача в обучении творчеству в любой области — заставить людей поверить в свой творческий потенциал и воспитать в них уверенность, достаточную для попытки.

И больше всего меня восхитила и можно сказать продвинула по пути брейнсторма:
Как сказал Виктор Гюго, «в мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло».

П.С. На закуску в книге много исторических и приятных для созерцания фактов:
Культурные различия в ощущении времени могут иметь глубочайшие последствия в образе жизни людей и в политике. Президент Ричард Никсон в 1972 году готовился к своему историческому визиту в Китай. Очевидно, государственный секретарь Генри Киссинджер рассказал ему, что премьер-министр Чжоу Эньлай изучал французскую историю. Во время поездки Никсон спросил Чжоу, какое, по его мнению, влияние оказала Великая французская революция 1789 года на западную цивилизацию. Премьер-министр задумался на несколько секунд, а затем ответил: «Преждевременно говорить об этом». Такое всеохватывающее восприятие мира и его причинно-следственных связей совершенно не укладывалось в понимание американского президента, для которого газетные заголовки завтрашнего дня уже становились голосом истории.