Я жалею о том, что не знаю больше математики. В лицее, где я учился, была очень сильная математичка (Вера Ивановна, для тех, кто из Калининграда). Потом я уехал учиться в США, но математики 10-го класса мне хватило не только на американскую школу (где проходят алгебру), но и на университетский calculus (высшая математика?). Мои друзья, которые закончили школу в России, а потом учились в КТИ у самого Биндера, знают математику намного больше меня. И я им завидую. Я всего лишь знаю, когда проблему можно формализировать и решить математическим путем. Они знают как, и пишут программы, которые это делают.
Но в детстве математику не ценишь. Математику начинаешь ценить годам к 25-30. По мне не скажешь, но я чувствую себя крайне некомфортно, когда пишу разного рода «моралистические» и «обличающие» посты. Я бы предпочел «математическую этику». Когда учишь правила, как раскрывать скобки, к примеру, ты вдруг понимаешь, что вот так делать правильно, а вот так неправильно. И нет никакого выбора. А главное, что «неправильно» не потому, что аморально или бог запрещает, а просто потому что неправильно - потому что приводит к неверным результатам, то есть просто НЕ ТАК. А правильно, потому что ТАК. В реальности так.
Мне симпатично, что в математике самообман невозможен, хотя ошибки - вполне. А еще я к 30 годам начал ценить процедуру проверки корней уравнения. Когда тебе 16, ты всегда спешишь куда-то, и надо запоминать, что полученный результат - еще не результат. Что надо ответ сунуть обратно в уравнение и проверить, а подходит ли он. Нет ли там деления на ноль? И если ты не помнишь это, то обязательно с тебя снимут баллы. А если помнишь - то нет. Но в школе важность этого неочевидна. А в жизни, когда ты на своем опыте столкнулся с тем, как часто ты ошибаешься, такая процедура наконец-то понятной. Она даже ошибки делает необидными - если ты сам ошибся, а потом сам сразу же вычислил свою ошибку, то ты сразу же начинаешь себя считать умным. Эта "предотвращенная ошибка" - она эго знаете как греет. Ведь думаешь - а другой бы проверять не стал.
Даже стандартизированные тесты (multiple choice) - которых при мне в России не было, и с которыми я столкнулся впервые в Штатах, начинаешь ценить и их. Естественно, когда у тебя выбор из 4 или 5 ответов - то у тебя 25 или 20 процентов просто "угадать" правильный ответ. Но с возрастом понимаешь, что их составители - люди не глупые. То есть они дают не просто один правильный ответ и три неправильных. Те самые неправильные - они не от балды взяты. Они вычисляются из расчета - какие ошибки люди обычно делают. Поэтому когда ты решаешь задачу и потом видишь такой ответ - то ты сначала радуешься. А потом, когда выясняется, что ответ неверный - это кажется ошибкой. Как так - я решил уравнение, получил ответ. Такой ответ был в одном из вариантов. Значит я прав.
Только потом, спустя годы и за пределами университета, понимаешь, что умные дяди и тети есть среди не только составителей тестов. Что умные дяди и тети знают, что кто-то будет решать жизненные уравнения, и сделают предсказуемые ошибки. Решат, к примеру, что во всем виноваты жиды. Или что наши мысли магическим образом меняют реальность. Или что если к женщинам относиться, как к полному дерьму, то они начнут сходить по тебе с ума. И эти самые умные дяди и тети знают, что если человек пришел к тому же самому, пускай и ошибочному, выводу самостоятельно, то когда их книга попадет ему в руки, то он навеки ваш. То, что он пришел к тому же выводу, но сам, САМ! - будет подтверждением того, что это неоспоримая правда.
Я люблю книги математиков. Я обожаю Пиковера и его знаменитый тест. Мне доставляет немало удовольствия читать комментарии людей, которые не поняли суть простого карточного трюка, но пытаются его объяснить. Эти люди явно не математики.
И про математиков книги я тоже люблю. Прямо сейчас читаю Perfect Rigor о Григория Перельмане, и чуть ли не кончаю. Только математик может решить величайшую проблему самостоятельно, без ничего, разве что компьютера (и своего мозга), отказаться от миллиона, послать всех на хуй, и жить затворником.
К 30 понимаешь, что не просто "древние греки" знали и умели то-то или "алгебра происходит от арабского ...". Ты вдруг понимаешь - что математика - это это язык цивилизации и зеркало понимания. Что математика отражает то, что мы знаем и понимаем об окружающем мире. Что скачок в математике это скачок во всем.
И еще в школе тебе кажется, что математика "закончена". То есть, что мы все знаем и учебник, собственно, про это. Больше учить нечего. А оказывается, что математика если не бесконечна, то уж точно не полностью известна нам. И можно быть тем, кто это неизвестное вдруг и неожиданно понимает, а потом объясняет другим.
Понять бы это пораньше...
Облако тегов
брат
всячина
гендерный дискурс
голодный и все все все...
графика
дипломники
дисер
друзья
жена
звери
конференции семинары события
Мама
машина
Места в Иркутске
мои стихи
мои фильмы
Открытые системы
Папа
подарки
подкасты
Правила
программирование
работа
ремонт
свой дом
сервис
скринкасты
совесть
стратегическая инициатива
строительство
студенты
фильмы
фото
фразы
Чемоданчик с неприятностями
юмор
яндекс
Adobe
anatolich
apache
apple
bitrix
book
cisco
CRM
Debian
desktop
DNS
emacs
english
FreeBSD
games
garfield
google
HP
intel
java
LaTeX
LinuxFormat
lotus
mail
Mercurial
microsoft
music
mutts
Python
ruby
Sinfest
solaris
sport
SQL
Sun
SUSE SLED SLES
twitter
Ubuntu
UX
Web-программирование
Webstream
понедельник, января 18, 2010
Математика
Прочитал замечательный текст:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий