среда, мая 21, 2014

Стабильность

Вчера я написал твит о работе, выдрав цитату, которая удивительным образом совпала с моим ощущением времени.

Эти слова выдраны из статьи Надежды Гуриной «Российские студенты назвали самых привлекательных работодателей». В статье приведены некоторые результаты исследования, проведенного компанией Universum.

Примечательно, что посмотрев на инфографику у меня отпала челюсть. Как? Как, я вас спрашиваю? Как для ИТ-специалистов работа в Газпроме могла оказаться желаннее, чем в Intel, IBM, Лаборатория Касперского, Cisco Systems, Mail.Ru. Про Mail.Ru я еще могу понять, их HR-бренд слегка подмочен разными скользкими историями, на которые не хочется обращать внимание. Но из каких соображений можно было выбрать работу в Газпроме? В любой бюрократизированной господобной конторе, где скорее всего хорошо платят, техническая деградация получает огромный катализатор в виде должностной инструкции и стабильности.

Уже давно я оказался в ситуации, в которой долго пытался разобраться. Некоторый зарплатный потолок. Узкий рынок труда. Финансовые обязательства. В моей отдельной «стабильности» стало страшно находиться. Я обращался за консультациями ко многим коллегам, прошедшим подобный рубеж.

Рубеж, когда ты достаточно сильно отрываешься от технических вещей и не смотря на большой бэкграунд и постоянное самообразование начинаешь отставать. Невозможно объять необъятное. Развиваться во все стороны невозможно. Прокачивая одни навыки, ты обязательно упустишь другие. И тут приходится делать выбор.

Только осознанный выбор и позиция создает то, что можно назвать карьерой. Для себя я определил, что карьера — последовательность профессиональных занятий (работ) и других видов деятельности, которые вместе создают некую воображаемую траекторию движения. При этом важнейшим для меня является то, что я сам обязан принимать все решения. Обязан брать на себя ответственность за эти решения, согласуя их со своими принципами, целями, и желаниями.

Сделав выбор и придерживаясь его, ты создаешь огромный импульс для развития своей карьеры. Но параллельно ты сильно ограничиваешь себя, тебя начинает нести, закручивать. Сделать альтернативный выбор становится практически невозможно, а точнее, стоит больших моральных сил. Можно сказать, что ты становишься заложником принятых решений и выбранной работы.

Для большинства программистов, системных администраторов и менеджеров работа — это  существенная, или даже большая часть жизни. Мы с вами проводим на работе чудовищное количество времени. В какой-то момент деньги перестают быть главным, что мы хотим получить. Нечто большее начинает нас заботить. Получить определенные навыки и опыт, обрести новых друзей и повысить свою капитализацию на рынке труда. Вышеописанное не вписывается в картину мира многих руководителей, даже в нашей прогрессивной индустрии.

Если под стабильностью понимать востребованность на рынке труда вне зависимости от меняющих условий, то стабильность — это уверенность в завтрашнем дне. Это то, что дает возможность спать спокойно и не просыпаться в поту среди ночи. Это необходимо любому человеку, независимо от возраста и образа жизни.

Наша область работы предполагает наличие трех-годичного цикла смены технологий, в некотором смысле платформ и парадигм. Я вполне допускаю полугодичные циклы консервации применяемых решений. Однако, если программист по истечении этого времени не начнет учиться в бешенном темпе, то можно сказать, что он начинает отставать от коллег. Если в течении года в команде не внедряются новые практики и технологии, если программисты застревают, то вывести из этого состояния может только внешний толчок. По моему мнению, два года пассивности в самообучении говорит о том, что человек безнадежно отстал и ему нужно переобучаться.

Если вы оказались в коллективе, где ничего не меняется в течение год, то вам безусловно необходимо задуматься над своим положением. Это определенно не та «стабильность», которая вам нужна. Есть и еще один повод для рефлексии — «Вы оказались самым крутым специалистом в команде», но об этом мы поговорим в другой раз.