суббота, января 05, 2008

Про ИТ-образование

Все, что будет присутствовать далее, можно охарактеризовать одним словом - “наболело”.

Не большое введение.

Мне 25 лет. Я получил высшее образование в области ИТ.
  • Поступил я платно.
  • После второго курса перевелся на бюджетное место.
  • В начале третьего курса начал работать по специальности.
  • Закончил военную кафедру.
  • Красный диплом (только одна четверка, по военке кстати).
Сразу поступил в аспирантуру (по профилю :)), закончил осенью 2007г. с представлением работы (шлифую работу, готовлюсь к защите). На данный момент веду авторский курс “Web-программирование” на кафедре АС (о причинах позже). Являюсь руководителем отдела НТЦ-80 в ИСЭМ СО РАН, если грубо то сисадмин с пачкой эникейшиков (уровень, кстати, у некоторых очень приличный).

О необходимости профильного образования.

Моя собственная позиция заключается в следующем: если человек всерьез и надолго собирается посвятить свою жизнь ИТ, он просто обязан получить профильное высшее образование. Прежде всего потому, что высшее образование безусловно повышает шансы на социальную адаптацию в профессиональной среде, и создает реальные предпосылки стать специалистом высокого уровня, а не мальчиком на побегушках или “кодером”. Есть, конечно, значительные исключения из этого, но следует отметить два момента:
  • Самоучка с практическим опытом в разы медленнее овладевает новыми ИТ, чем человек без практики, но с системным подходом в обучении и базовыми техническими навыками.
  • Системный подход в образовании не дается преподавателями, а развивается в человеке, при условии, что человек сам в этом заинтересован. Причем в среде образования (или большого профессионального коллектива) таковой формируется быстрее.

Образование там и тут.

Корочка за рубежом прилично ценится и это прежде всего связано с тем, что образование ну очень дорого стоит. Вылететь за не сдачу банальной контрольной проще простого. В то время как у нас “слабаков” тянут. Термин “слабаки” я раскрою далее.

Следует также отметить фундаментальное ограничение нашего образования. Обучение по любой специальности идет по гос. стандарту, каждая дисциплина имеет рекомендации (что, в какой форме и объеме давать). Сильное отклонение от гос. стандарта может боком выйти всей цепочке от конкретного преподавателя до декана факультета. Это ограничение в области ИТ-образования создает серьезные проблемы для введения инновационных курсов.

Но вернемся к “слабакам”, по моему мнению, это те, кто пришел за корочкой. Ими, как правило, становятся студенты (“залетные” товарищи), те, кого родители запихали на очное образование, те, за кого родители решили куда поступить.

Баррикады преподавателя.

Именно “слабаки” отравляют всю прелесть от преподавания, приходится с ними возится, и как правило они отнимают время и у преподавателя, и у нормальных студентов. Ведь главная цель преподавателя - это привить, хоть кратковременный, но интерес к своему предмету и подтолкнуть к самообразованию, поддержать в нужный момент энтузиаста, так сказать, обеспечить старт. С практической точки зрения, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать тот самый минимум технических навыков, о котором я говорил ранее.

Заключение.

Считаю, что если тебе что-то не нравится, то это можешь изменить только ты. Именно поэтому, я пошел преподавать. Хотя, следует отметить, что именно практическая деятельность подтолкнула меня к этому. Вторая значимая причина сводится к тому что мой институт (и как следствие я) испытывает острый кадровый голод. По моему мнению, именно преподавание может решить эту проблему. И третья причина заключается в том, что мой научный руководитель возглавил кафедру АС (Автоматизированные системы) факультета Кибенетики ИрГТУ и появился реальный шанс сделать так как нужно, а не как получится.

6 коммент.:

Алексей комментирует...

Про системный подход абсолютно согласен, без него человек просто эникейщик. Даже если он кодер, важно не просто написать код, а написать так чтобы он был понятен всем, аналогично с кнопками на формах. Везде должен присутствовать системный подход. (Он даже есть в том что кнопка ОК-слева, Отмена-справа).Системный подход лежит и в распределении нагрузки по серверам. Системный подход лежит в основе ITIL - а отсюда и ITSM - Service Desk, aka HelpDesk. Системный подход нужен везде, даже в областях не связанных с ИТ. Даже структура подчиненности сотрудников предприятия должна выполняться с систеным подходом.
«Системный подход — это способ организации наших действий.»

Гос. стандарт - Я считаю что Гос.стандарт нужен!!! И широкая специализация это правильно, НО не мешало бы добавить платных курсов углубленного изучения отдельных направлений, вплоть до последующей сдачи на сертификаты!!!
Например, Microsoft, Толку от сдачи экзамена чуть... но существующие руководители (не ИТ-шники, ИТ-шники понимают что это просто бумажка, чтобы легко устроиться на работу) считают их чем то важным и обязательным.

Чтобы не считали мои слова абсолютно голословными, расскажу немного о себе...
Работаю я компании Евросеть, совмещаю две должности Системного администратора(Новосибирск) и Ведущего инженера (Иркутск).
В прямом подчинении два человека (инженеры) и еще есть помошник СА.
Рулю 18-ю серверами расположенными в Новосибирске (DNS, Proxy, Кластер (Exchange, SQL, FileServer), Citrix, SQL, FTP и прочее барохло).
В инженерной части, на обслуживании находится 80 точек и офисов, в 25 городах, в 3 областях, По всем этим объектам ведуться договора по сервисному обслуживанию и Интернету, все они соеденены в единую корпоративную сеть через Циски (опять же их настройка), ну и рутинная тех. поддеражка.
Кроме всего этого есть HP ServiceDesk и SAP R/3

-----
С уважением,
Бутаков Алексей

golodnyj комментирует...

Спасибо +) Леша, если честно то я не против госта, только он ну очень мало дает свободы +)

если делать курсы, то как ты понимаешь, все хотят кушать +)

phasma комментирует...

Ну не знаю на счет системного подхода и прочего, у меня никогда не уходило много времени на освоение чего-либо связанного с машиной. Да, были трудности с ассемблером, но потому, что в 14 лет в маленьком городке узнать у кого-то что там да как нереально )

golodnyj комментирует...

Да я и не сильно сомневаюсь +)))) но вот ты знаеш в чем разница между Моцартом и Сальери +)))) ?

Cranfan комментирует...

Мне про системный подход тоже понравилось. И призыв идти преподавать, чтобы изменить. Разумное решение сложившейся ситуации, с нехваткой ИТ кадров, в нашем ВУЗе.

golodnyj комментирует...

Ниче счас новое поколение подрастает +) если не свалят, может успеем создать критическую массу +)